• МБУ ДО СШ "Триумф"
    Эстетическая гимнастика
  • МБУ ДО СШ "Триумф"
    Спортивное ориентирование
  • МБУ ДО СШ "Триумф"
    Мини-футбол
  • МБУ ДО СШ "Триумф"
    Бокс
  • МБУ ДО СШ "Триумф"
    Мини-футбол
  • МБУ ДО СШ "Триумф"
    Спортивное ориентирование
  • МБУ ДО СШ "Триумф"
    Шахматы
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

МЕНЮ

Войти

Мой Новороссийск

IMG 20220727 093826 927

QR VK/Telegram/СШ "Триумф"/OK

attachment2t me sport triumf1BG1

Шахматы

Тренер-преподаватель:

Власенко Алексай Олегович

Василега Иван Владимирович

 

Шахматы — настольная логическая игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта.

Шахматы представляют собой игровой вид спорта с иерархией званий, развитой системой регулярных турниров, национальными и международными лигами, шахматными конгрессами. Главным органом, занимающимся организацией международных шахматных соревнований, является ФИДЕ организованная в 1924 году. ФИДЕ является членом Международного олимпийского комитета (МОК), однако шахматы как таковые никогда не принадлежали к олимпийским видам спорта. По шахматам проводится отдельная шахматная олимпиада, проходящая раз в два года и представляющая собой командное соревнование. Кроме того, шахматы входят в число пяти основных видов всемирных интеллектуальных игр.

О древней эпохе существования шахматной игры на Востоке народный эпос сложил многочисленные легенды. Это - предания о мудрецах, изобретающих шахматы и требующих неисчислимых наград; фантастические сказания о героях, спасающих честь своей страны разгадкой тайн игры; поэтические мечтания о бескровных сражениях, исход которых решался искусством шахматной борьбы. Древний индийский мудрец за изобретение шахмат потребовал у магараджи, восхищенного глубиной этой игры, не мешков золота или жемчуга, а некоторого количества зёрен, которое можно положить в последовательном порядке на клетки шахматной доски. Считая эту награду мизерной и ничтожною, все смеялись над требованием мудреца. Но тот настаивал на своём. Когда было сочтено сколько зерен, тогда все поняли, что требование было ни так ничтожно. Ибо, укладывая на первую клетку одно зерно, на вторую два, на третью четыре, на четвертую восемь и так далее, умножая до 64-й клетки, получится 8 624 366 313 386 270 208 зёрен. Такого количества зёрен вряд ли хватило на всём земном шаре. Так мудрец хотел доказать беспредельность мысли человека в шахматном искусстве. Шахматная игра в древней Индии носила название «чатуранга», что на языке санскрита означает – четыре рода, т.е войско с четырьмя родами оружия: колесницы, слоны, конница и пехота. Характерно, что индийские наименования фигуры «слон» сохранилось в русском языке в качестве свидетельства проникновения к нам шахмат с Востока.

Д. Саргин выдвинул предположение, что шахматы впервые появились на Руси в результате торговых и культурных связей с Востоком еще до завоевания Ирана арабами, т.е. не позднее VII века. Автор считает, что встречающийся в «Слове о полку Игореве» термин «шерещиры», который обычно переводят «самострелы», был искажен переписчиком и означает слово «шеренга», т.е. чатуранга,  шатранг. Наименование «шеренга», по мнению Д. Саргина, в ходе эволюции шахматных фигур не удержалось.

 Шахматы оказывают благотворное, формирующее влияние на развитие качеств личности, которые сегодня востребованы в самых различных областях профессиональной деятельности. Это целеустремленность, воля, самодисциплина, способность к стратегическому мышлению.         

Сегодня, в эпоху компьютеров и информационных технологий, важное значение приобретает умение быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, анализировать ее и делать логические выводы. В формировании логического и системного мышления шахматы способны сыграть существенную роль. Шахматы способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, выработке умения концентрировать внимание на решении задач в условиях ограниченного времени. Формирование умения правильно и корректно вести себя в стрессовой ситуации, возникающей в течение шахматной партии, позволяет отнести шахматы не только к учебному, но и воспитательному фактору.

Современные шахматы отличаются высоким уровнем спортивных достижений и острой конкуренцией спортсменов на международной арене.

Шахматная партия играется между двумя соперниками, которые поочередно перемещают фигуры на квадратной доске, называемой «шахматная доска». Играющий белыми фигурами начинает партию. Об игроке говорят, что он должен сделать ход, после того, как его соперник сделал ход.

Цель каждого игрока – «атаковать» короля соперника таким образом, чтобы он не имел никаких возможных ходов. Об игроке, который достиг этой цели, говорят, что он поставил «мат» королю соперника и выиграл партию. Оставлять своего короля под атакой или подставлять своего короля под атаку, а также «взятие» короля соперника не разрешается. Соперник, королю которого был поставлен мат, проигрывает партию.

Если позиция такова, что никто из игроков не может поставить мат, партия оканчивается вничью.

Во время игры используются шахматные часы. В ходе партии игрок, сделав свой ход на доске, должен остановить свои часы и пустить часы соперника. Игрок должен всегда иметь возможность остановить свои часы.

Его ход не считается завершенным, пока он не выполнил это действие, если только сделанный ход не заканчивает партию. Время между выполнением хода на шахматной доске, остановкой собственных часов и запуском часов соперника, расценивается как часть времени отведенного игроку. Игрок должен переключать свои часы той же рукой, которой сделал ход. Запрещается задерживать палец (руку) на кнопке часов или над часами.

В процессе игры каждый игрок должен, ход за ходом, соответствующим образом, по возможности ясно и разборчиво, алгебраической нотацией, записывать свои ходы и ходы соперника на специальном бланке, предусмотренном для данного соревнования. Запрещается записывать ходы заранее.